Эта страница сайта разработана для поддержки методических служб всех уровней и педагогических работников при разработке индивидуальных образовательных траекторий повышения профессионального мастерства.
На ней представлены актуальные образовательные события, сгруппированные по компетенциям и преподаваемым предметам, а также материалы, которые вы можете использовать при построении траекторий развития профессионального мастерства педагогов.
Желаем профессионального развития!
ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»
(Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с НОДА)
Вебинар на тему:Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и его практическая реализация в рамках образовательной деятельности»
28 марта 2022 года
- г.Волгодонск, пер. Первомайский, д.75
- Общие сведения
- Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
- Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с
- Коммуникативные компетенции
- Подбор слова с заданным звуком (Придумай слова со звуком
- Шапка/официальный бланк ОО
- Расписание уроков и внеурочной деятельности с обучающимся 2/3/4 «__» класса __________________ (АООП для обучающихся с ________, вариант________) на 20__-20__ учебный год
- Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
- Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
- Модуль 3. Интерактивное сопровождение программ
- Использование интерактивных программ:
- Предметные и методические компетенции
- Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
- Модуль 3. 1 Комплексирование программ
- 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- 3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- 3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- 3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год
- План консультативной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения
- Интерактивное сопровождение образовательных областей
- Шапка/официальный бланк ОО
- Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
- Психолого-педагогические компетенции
- Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога/учителя-логопеда/учителя-дефектолога
- Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с
- Расписание уроков и внеурочной деятельности с обучающимся 1 «__» класса __________________ (АООП для обучающихся с ________, вариант________) на 20__-20__ учебный год
- Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
- Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
- Итоговый контроль
- Цель, основные задачи, планируемые результаты работы специалистов, система оценивания результатов
- Система оценивания результатов освоения программы коррекционной работы учителя-логопеда
- Итоговая проверочная работа.
г.Волгодонск, пер. Первомайский, д.75
ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интерната «Восхождение» (Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с НОДА)
повышение педагогических работников, специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) по реализации индивидуального образовательного маршрута детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
14.15-14.30 –подключение участников.
14.30-16.00 – Выступления:
1. «Особенности организации образования детей с ТМНР» — 15 мин. (Макарова Елена Юрьевна, заместитель директора по УР) (видео)
2. «Психолого-педагогический консилиум (ППк), как организационная структура сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» — 15 мин.(Поздеева Татьяна Николаевна, заместитель директора по КР) (видео)
«Формирование предметно-практических действий у детей с ТМНР» -15 мин. (Чередникова Ирина Валерьевна, учитель-дефектолог) (видео)
«Возможности развития детей с умеренной умственной отсталостью в специально созданной коррекционно-развивающей среде» — 15 мин. (учитель Мирошниченко Евгения Сергеевна) (видео)
Формирование эмоционального реагирования у детей с ТМНР как способ взаимодействия со сверстниками» —15 мин. (Войтович Людмила Анатольевна, педагог-психолог) (видео)
6. «Обучение функциональным навыкам детей с ТМНР с учетом их возрастных особенностей» — 15 мин. (Матреничева Наталия Владимировна, учитель, учитель-логопед) (видео)
7. Подведение итогов.
Общие сведения
- группа полного дня;
Организационный раздел АОП
Наталья Афанасьева
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
Ф. И. О. ребёнка:___
Направление: коррекция развитие познавательной сферы.
Развитие мелкой моторики.
Цель: развитие мелких мышц рук, формирование моторной ловкости, способствование улучшению графических навыков.
— пальчиковая гимнастика;
— игры: «Сыпучий материал», «Пуговки», «Мозайка».
— упражнения: «Тачка», «Раки», «Горячий мяч».
Развитие пространственного восприятия и воображения.
Цель: развитие пространственной ориентировки, восприятие глубины, объёма, выделение фигур их фона, формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
-на развитие пространственной координации (понятия – слева, справа, перед, за и т. п, наложенные рисунки, составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений;
— игры на перевоплощение (психомоторика, «Оживим картинку», «Следы», «Волшебные кляксы».
Цель: формирование категориальных понятий, учить выделять существенные признаки предметов по определённому признаку, развивать словесно-логическое мышление.
— нахождение логических связей;
— обобщение предметов по определённым признакам;
— игры: «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Скажи наоборот», «Последовательность событий», «Логика – малыш», «Закончи слово», «Разложи картинки», и т. д.
Цель: развитие объёма и устойчивости визуальной и рече-слуховой памяти.
— запоминание различных предметов, слов, сюжетных картинок, расказов4
Цель: развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
— поиск ходов различного рода лабиринтов;
— нахождение различий в картинках;
— формирование произвольности в поведении;
— игры: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Воспроизведи ряд», «Дорисуй», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринт», «Нос-ухо-потолок», «Волшебное слово», «Снежинки-сосульки-сугробы», «Будь внимателен», «Где что было», «Карлики и великаны», «Кулак-ладонь-ребро» и т. д.
Развитие личностно-мотивационной сферы.
Цель: снятие тревожности и других невротических комплексов.
— дыхательные гимнастики;
— снятие зажимов и напряжения;
— игры: «Мыльные пузыри», «Радужные краски», «Воздушный шарик», «Доброе животное», «Солнечны зайчик», «Росточек под солнцем», «Доброе животное», «Игра с муравьём», «Игра с песком», «Водопад».
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.
учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.
В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.
Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд
Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.
Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.
Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»
Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:
- принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребенка. Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ
Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.
Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.
Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.
Компоненты образовательного маршрута:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д
1. Приказы о проведении аналитических процедур диагностических работ, ВПР
2. Аналитические справки по результатам диагностических работ, ВПР
3. Индивидуальные образовательные маршруты и тьютерское сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
4. Программа повышения мотивации обучающихся
5. Программа индивидуализации образования обучающихся с низкими результатами
6. Проектная деятельность (Программы внеурочной деятельности, технологические карты уроков, ШНО и т.д.)
7. Формирующее оценивание ( ИОМ обучающихся, листы самооценки, недельные журналы и др.)
8. Внутришкольный контроль
8.1. программы повышения качества образования
8.2. План внутришкольного контроля
8.3. Основные образовательные программы
8.4. Рабочие программы учебных дисциплин
8.5. Протоколы ШМО ( в т.ч. диссеминация положительного педагогического опыта)
8.6. Разработка и корректировка контрольных измерительных материалов
8.7. Выявление выпускников начальной школы, нуждающихся в поддержке при обучении основной школы
8.8. Протоколы педагогических советов по преемственности между начальной и основной школы
8.9. ИОМ обучающихся (разработка и реализация ИУП, индивидуальная работа с обучающимися по устранению имеющихся образовательных дефицитов)
8.10. ИОМ обучающихся, показавшими высокие образовательные результаты
8.11. Индивидуализация планов внеурочной деятельности
8.12. планы профессионального саморазвития педагогов с целью преодоления профессиональных дефицитов, корпоративное обучение педагогов.
9. Функциональная грамотность (Проведение исследований и анализ результатов за 2021 год)
9.1. Доля обучающихся, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности
10. Портрет школы
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- комбинированной группы (в условиях интеграции);
Целевой раздел АОП
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с
Коммуникативные компетенции
Подбор слова с заданным звуком (Придумай слова со звуком
Шапка/официальный бланк ОО
Расписание уроков и внеурочной деятельности с обучающимся 2/3/4 «__» класса __________________ (АООП для обучающихся с ________, вариант________) на 20__-20__ учебный год
Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: 31 мая 2022 г.
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Содержательный раздел АОП
Модуль 3. Интерактивное сопровождение программ
Использование интерактивных программ:
Предметные и методические компетенции
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут
Ученика 1 класса
1.1 Пояснительная записка
В классе обучается 1 ребенок с ЗПР вариант 7.1. Данный обучающийся
социально адаптирован. Рекомендован индивидуальный подход на уроках.
Обучение ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой
неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной
системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время
общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого
педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса
становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей
самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в
развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В
связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная
программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды
с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и
последующей их интеграции в современном социально – экономическом и
культурно – нравственном пространстве.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение
—обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение
—организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с
учащимися с различными формами отклонений в развитии;
—сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса;
—создание благоприятного психологопедагогического климата для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
—расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для
организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
— реализуется на первой ступени образования4 года:
— вторая ступень – основное общее образование – 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации
1. Принцип гуманизации — предполагает осуществление личностно
ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с
ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода —
определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора
содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ
учетом его профессиональных и образовательных потребностей,
возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности — обеспечивает единство образования,
диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход
к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также
всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода —
обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу
коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты,
представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности — гарантирует непрерывность педагогической
помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников
образовательного процесса в ходе реализации АОП
постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ,
медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной
реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной
деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность
учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и
различные варианты специального сопровождения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по
индивидуальной программе; с использованием надомной и (или)
дистанционной форм обучения.
Психологопедагогическое обеспечение включает:
— оптимальный режим учебных нагрузок;
— коррекционную направленность учебновоспитательного процесса;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
— использование современных педагогических технологий;
— оздоровительный и охранительный режим;
— укрепление физического и психического здоровья;
— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
— соблюдение санитарногигиенических правил и норм;
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в воспитательных, культурноразвлекательных,
спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и
—
— —
—
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой
комплексное психологопедагогическое и медикосоциального
сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной
самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет
классный руководитель и учителя – предметники.
—УМК и рабочие программы по учебным предметам;
— диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,
педагогапсихолога, социального педагога
— цифровые образовательные ресурсы.
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты
соответствующей квалификации, имеющие специализированное
образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой
занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам
по соответствующей должности.
— создание информационной образовательной среды с использованием
современных информационнокоммуникационных технологий.
— создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудиои видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных
программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и
ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета,
возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы
оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на
изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классноурочную
организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации
процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется
ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в
соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена
технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно
личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий
и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими
педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в
педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого
взаимодействия участников педагогического процесса, которое
характеризуется гуманноличностный более того, индивидуальный подход
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в
образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность
потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие
социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения, поскольку они
являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в
структуру игры как деятельности органично входят целеполагание,
планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность
реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучениетакая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций
и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями
и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное
обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению
компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к
решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают
развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные
способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения
принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в
оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым
происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и
освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными
— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными
документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план 1 класс
2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:
— уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
— формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей с ОВЗ;
— включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с
— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в
обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
— способствующей качественному и доступному образованию;
— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих
— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 3. 1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- ПрАООП ДО для детей с НОДА
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия. 2001.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Метод. пособие. Сост. И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб., 1995.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год
План консультативной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения
Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
Шапка/официальный бланк ОО
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Психолого-педагогические компетенции
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога/учителя-логопеда/учителя-дефектолога
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с
Расписание уроков и внеурочной деятельности с обучающимся 1 «__» класса __________________ (АООП для обучающихся с ________, вариант________) на 20__-20__ учебный год
Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
- Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит — безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Итоговый контроль
___________________ ФИО: ___________________
Специалист коррекционного профиля (дефектолог):
С результатами работы за год ознакомлен.