В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz Маршрут

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. , при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Карта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

  • южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
  • северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

  • Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
  • Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
  • Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок. Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной. Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.

Великий и загадочный Шелковый путь

Тур по Великому Шелковому пути – это познавательная экспедиция по земле древних цивилизаций, которые были свидетелями ошеломительных взлетов и горестных падений гордых царей и великих империй. Самобытная культура, старинные легенды, красивейшая архитектура, восточная атмосфера – добро пожаловать в Азию!

В рамках экскурсионного тура Шелковый путь с Minzifa Travel туристы посетят сразу четыре удивительные страны – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан.

Важно! Тур по Шелковому пути подразумевает и знакомство с Туркменией. Но, к сожалению, границы азиатского государства временно закрыты для туристов. Как только ситуация изменится, мы обязательно оповестим вас в социальных сетях. Включайте уведомления и ждите приятные новости вместе с нами!

Великий Шелковый путь – это не просто система караванных маршрутов, которая в свое время изобиловала ценными товарами: редкими самоцветами, ароматными пряностями, дорогими тканями. Это уникальная и масштабная коммуникационная магистраль, по которой циркулировали инновации, кулинарные рецепты и знания с Запада на Восток и обратно.

Что вас ждет по пути к разгадыванию тайн?

С годами маршрут торгового пути менялся, сдвигался, рос и разветвлялся. Мы предлагаем вам посетить основные стратегические русла Шелкового пути в рамках тура от Minzifa Travel: масса незабываемых впечатлений и багаж новых знаний гарантируем!

Во время грандиозного путешествия мы пройдем по самобытным деревням, величественным городам, жарким пустыням и горным массивам. На ваших глазах история оживет в виде колоритных базаров, неприступных крепостей, караван-сараев, роскошных дворцов и уникальных башен, которые до сих пор хранят не одну тайну. По пути к священным гробницам и средневековым мечетям мы встретим кочевников, лавочников, торговцев, ремесленников, и сегодня остающихся верными далеким традициям.

Центральная Азия – это хранилище артефактов эпохи Великого Шелкового пути. Древние города Узбекистана и Таджикистана – Бухара, Самарканд, Саразм – внесены в список ЮНЕСКО. Жемчужины Базар Чорсу в Ташкенте и караван-сарай Таш-Рабат в Кыргызстане не утратили очарование Старого Света.

Говоря о Шелковом пути, также невозможно не вспомнить о таких городах и караван-сараях как:

  • Джуль и Суяб, Баласагун, Ош и Узген в Кыргызстане;
  • Отрар, Тараз и Испеджаб в Казахстане;
  • Ургенч и Хива-музей в Узбекистане;
  • Пенджикент, Ура-Тюбе, Худжанд в Таджикистане;
  • Мерв в Туркмении.

Что ждет туристов при знакомстве с Шелковым путем? Экскурсионный тур от Minzifa Travel, как и само направление, хранит немало тайн и загадок, которые не оставят равнодушными даже самых опытных туристов.

Карты древнего мира

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Держава Ахеменидов.

Крито-Микенская (Эгейская) цивилизация, 2000-1100 гг. до н.

Греческая цивилизация и Средиземноморье, VII-III вв. до н.

Классическая Греция, VI-IV вв. до н.

Аттика, VI-IV вв. до н.

Греко-персидские войны, 500-479 гг. до н.

Возвышение Македонии, середина IV в. до н.

Завоевания Александра Македонского. Эллинистические государства.

Рим и его окрестности, VI-IV вв. до н.

Возвышение Рима, VI-III вв. до н. Пунические войны.

Римская республика, II-I вв. до н.

Восстание рабов под предводительством Спартака, 73-71 гг. до н.

Римская империя, I-IV вв.

Страны Евразии и Великий шелковый путь, I-III вв.

Рим и варвары, II-IV вв.

Предыстория проекта

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Маршруты Великого шёлкового пути в I в.

Регулярная караванная торговля между Китаем и Средней Азией началась не позднее II века до н. , когда Китай объединился в единую империю и нескончаемое внутреннее противостояние отдельных китайских царств сменилось единой внешней политикой. На севере построили первую Великую китайскую стену для отражения кочевников-гуннов, на юго-востоке развивалась морская торговля, а на западе в далёкие путешествия отправлялись китайские дипломаты и купцы, первоначально в поисках союзников против гуннов или ради залежей драгоценного нефрита на территории нынешнего Синцзяна.

Достигнув Средней Азии, китайцы вскоре осознали, что в обмен на прекрасных арабских коней и прочие дефицитные для Китая товары можно было поставлять уникальные продукты из Китая, особенно шёлковую ткань — шёлк высоко ценился не только своей красотой, но и способностью противостоять насекомым-паразитам, что был очень актуально для безводных пространств центральной Евразии. Так было положено начало торговле шёлком, которая вскоре приняла огромные масштабы.

Великий шёлковый путь шёл по нескольким маршрутам-веткам:

  • Южная ветка — из Китая через пустыню Такла-Макан, южный Памир, Бактрию (Афганистан), Парфию (Иран), Индию и на Ближний Восток, откуда китайские товары через Средиземное море попадали в провинции Римской империи, а позднее — в Византию, арабские и западноевропейские страны.
  • Северная ветка — из Китая через Турфанский оазис, между Алтаем и Тибетом, через Памир в Ферганскую долину, через казахские степи в Восточную Европу.

Китай торговал не только шёлком, но и фарфором, чаем, рисом, ювелирными и иными изделиями в обмен на золото, серебро, кожу, шерсть, ковры, экзотические фрукты и прочие товары из Центральной Азии. По Шёлковому пути происходил обмен технологиями между Востоком и Западом — именно так, по всей видимости, в Европу попали порох, бумага и другие технические достижения Китая.

Организация караванной торговли требовала, как дипломатических усилий, так и создания, и поддержки сложной инфраструктурной сети на протяжении тысяч километров, где надо было вырыть колодцы, создать места отдыха и стоянки (караван-сараи), устроить переправы через реки и прочее.

Караванная торговля по Великому шёлковому пути имела огромное историческое значение. Так, среди множества возможных факторов и причин падения Римской империи называется дефицит серебряной монеты для содержания армии, возникший в том числе из-за обмена римлянами серебра на предметы роскоши с Востока, включая шёлк из Китая.

По-видимому, определённую роль Великий шёлковый путь сыграл и в возникновении в VIII—X веках Древнерусского государства. В тот период из-за политической нестабильности на юге (арабские завоевания) значительная часть караванной торговли по северной ветке пути пошла вокруг Каспийского моря через Хазарию и Русь по речной системе Русской равнины, что способствовало росту русских торговых городов, в том числе Киева.

В XIII веке Монгольская империя объединила огромные пространства Евразии, и торговля по Великому шёлковому пути в последующий период испытала подъём. Именно тогда Китай был посещён знаменитым итальянским путешественником Марко Поло, описавшим своё путешествие в известной книге, вдохновившей многих на поиск морских путей на восток. И вот, затем, в эпоху Великих Географических открытий XVI—XVII вв. , основной объём торговли между Востоком и Западом стал проходить морским путём. Однако и сухопутные маршруты продолжили играть большую роль.

Великий чайный путь — Сибирский тракт

Карта Сибирского тракта между Москвой и Китаем через Кяхту, XVIII—XIX вв.

Российско-китайская торговля начиная с эпохи Петра I была развёрнута сначала через Нерчинск после заключения Нерчинского договора в 1689 году, а затем через специально основанный для таможенных целей пограничный город Кяхта после заключения Кяхтинского договора в 1727 году. Из России в Китай вывозили сукно, мануфактурные товары, пушнина, юфть (выделанная кожа). Из Китая в Россию вывозились шёлк, фарфор, драгоценные камни, а главным образом — чай, ставший с тех пор национальным напитком не только китайцев, но и русских.

К 1740-м годам Кяхтинская торговля обеспечила ускоренное строительство путей сообщения между Москвой и Иркутском — так возник «Великий чайный путь» — Сибирский тракт, ставший самой длинной гужевой дорогой в мире и предвосхитивший строительство Транссиба и современной сети федеральных автодорог России.

Современные проекты

С 1990-х годов сложившаяся политическая обстановка способствовала всё более громким заявлениям о замыслах воссоздания древнего Шёлкового пути, хотя их реализации продолжают мешать негативные факторы — в основном это нестабильная и напряжённая ситуация в некоторых странах Центральной Азии, особенно в Афганистане.

С 2008 года началось строительство трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» как один из первых примеров реального воплощения идеи «Нового шёлкового пути». Последовательность выстроенных в единую систему скоростных автотрасс и просто автодорог высокого класса проходит по территории Китая, Казахстана и России. В Китае и Казахстане строительство близится к завершению. В России в маршрут войдут строящаяся ныне скоростная магистраль Москва — Петербург, существующая автомагистраль Москва — Казань, а также участки недавно построенных и строящихся новых автодорог на территории Татарстана и Башкортостана. В Татарстане дорога проходит также по самому длинному в России мостовому переходу — мосту через Каму у села Сорочьи горы. Первая очередь мостового комплекса общей длиной 13 967 метров была сдана в 2002 году, строительство второй очереди — параллельного мостового перехода было завершено в 2016 году.

В начале января 2008 года в Пекине представители России, Китая, Монголии, Белоруссии, Польши и Германии подписали договор о регулярных грузовых перевозках по железным дорогам этих стран с согласованием всех вопросов работы таможенных и пограничных служб. Менее чем через месяц согласно этому договору началось движение поездов через территорию России (7 тысяч километров и 6 суток пути). Всего же путь от Пекина до Гамбурга занимает 9992 километра и 15 суток, что как минимум вдвое быстрее морского пути через Суэцкий канал. Кроме того, для сухопутного пути значительно дешевле страхование транспортных рисков.

В 2009 году запустили пробную ветку газопровода «Туркменистан — Китай» транзитом через Узбекистан и Казахстан. В полном виде проект также называется «Шёлковый путь» с выстраиванием инфраструктуры транспортировки газа на пространстве между Китаем и Ираном, то есть практически на всём протяжении древнего Шёлкового пути.

Проект «Один пояс — один путь»

Председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 года выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». Эта глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу.

Реализация проекта строительства транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должна привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (хотя бы в его морской составляющей). Пока осуществляется политическая, информационная и организационная подготовка проекта.

Весной 2015 года для реализации проекта был создан инвестиционный фонд Silk Road Company, и было выделено 40 млрд долларов — небольшая по меркам Китая сумма. В дальнейшем предполагается многократное увеличение этой суммы и участие в финансировании проекта исламских и европейских стран. Ранее, в октябре 2014 года, китайцами был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международный инвестиционный банк, который в СМИ называют конкурентом МВФ и Всемирного банка. К маю 2015 года в АБИИ уже состояли почти 60 стран — большинство стран Азии и все ключевые страны Европы.

Объединение проектов разных стран

2 апреля 2015 года министр иностранных дел КНР Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре существующие в трёх странах концепции транспортных мегапроектов. По словам Вана И, «построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути „один пояс — один путь“, монгольской идеи „степного пути“ и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора».

В сухопутной части «Нового Шёлкового пути» предполагается строительство трёх железнодорожных коридоров. Северный коридор пройдёт через территорию России, а центральный и южный — через территорию Центральной и Средней Азии, в том числе через Казахстан, входящий вместе с Россией в Евразийский экономический союз. Впоследствии железнодорожные коридоры будут дополнены автомобильными.

Главное направление «Нового шёлкового пути» через Среднюю Азию предполагается протяжённостью около 6500 километров, из которых 4000 пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу — через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются ответвления от главного пути в сторону многих других стран.

Морской путь, как и сухопутный, пройдёт по древнему торговому маршруту: из Гуанчжоу в Китае вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку, а через Суэцкий канал в Средиземноморье. В качестве отдельной точки входа в Европу до начала украинского кризиса китайцы планировали строительство глубоководного порта в западной части Крыма.

Кроме того, Россия и Китай обсуждают ещё и арктический маршрут: возможное включении проекта развития Северного морского пути (СМП) в стратегию «Нового шёлкового пути».

Интересы Китая

Интересы Китая в продвигаемой им масштабной стратегии «Нового шёлкового пути» крайне многообразны:

Интересы России

Россия имеет следующие интересы в отношении проекта «Новый шёлковый путь»:

  • Для России крайне важно встроиться в трансевразийские транспортные коридоры «Нового шёлкового пути», упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.
  • Участие России в проекте и рост транзита через её территорию позволит резко усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.
  • На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.
  • Россия нуждается в расширении трансграничных связей с Китаем — без этого едва ли возможно полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.
  • Россия, как и Китай, весьма заинтересована в установлении политической стабильности в странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран. Речь идёт об Афганистане, Пакистане и прочих проблемных государствах. Как для России, так и для Китая представляют угрозу такие явления, как производство наркотиков в Афганистане и связанный с ним наркотрафик. Не меньшую опасность представляют исламские боевики-фундаменталисты и неконтролируемые потоки мигрантов, возникающие в ходе военных конфликтов. В конечном счёте, полностью ликвидировать эти угрозы можно лишь путём ускоренного экономического развития всех стран региона — только повышение уровня жизни может стать основой для укрепления политической стабильности. Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.

Хронология проекта

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Транспортные коридоры в Средней Азии. Красным показан нынешний казахстанско-азербайджанско-грузинский маршрут, синим — недостроенные спрямляющие участки ж/д.

Российская Транссибирсая магистраль используется по полной и перегружена, однако успешно реконструируется, что создаёт твёрдую перспективу для наращивания грузопотока именно через территорию России.

«Шёлковый путь» через Грузию и Украину

Как и в случае с маршрутом через Турцию, речь фактически идёт о попытке реанимировать старый неудавшийся проект транспортного коридора ТРАСЕКА, приписав ему название «шёлковый путь», популярное в связи с новой транспортно-экономической стратегией Китая.

Ссылки

Проект «Один пояс — один путь»

  • Один пояс — один путь — статья на ФинФронте о планах и интересах Китая
  • Китайский Индийский океан — статья на ФинФронте о китайских усилиях по закреплению на Индийском океане
  • «Новый Шёлковый путь» через Грузию, или Нью-Васюки 2015 года
  • Кошмар Путина, или очередной «Шёлковый путь» в обход Мордора — о маршруте через Украину

Роль в истории

Так именно благодаря шелковому пути многие важные изобретения, сделанные в Китае (порох, бумага), стали достоянием в Европе, где буквально совершили перевороты во многих областях. Например, появление пороха в Европе полностью изменило военное дело в средневековье, привело к упадку рыцарства, когда закованного в доспехи рыцаря можно было легко подстрелить метким выстрелом из мушкета.

К слову сам термин «Великий шелковый путь» появился лишь в XIX веке с подачи немецкого историка Ф. Рихтгофена, который назвал так этот торговый маршрут в своей книге «Китай», опубликованной в 1877 году. Сами же купцы, непосредственно пользовавшиеся «шелковым путем» никогда так его не называли. Хотя шелк и был очень важным товаром, так как высоко ценился в Европе, и везти его из Китая на Запад было весьма выгодно, он составлял лишь малую часть в том большом товарном потоке, идущем по шелковому пути.

История развития пути

История великого шелкового пути начинается во II веке до н. , когда посол китайского императора Чжан Цань посетил страны центральной Азии с дипломатической и торговой миссией. Некоторые историки называют его «китайским Марко Поло», так как он, как и его итальянский коллега, путешествовал, только уже на Запад, но практически с той же целью – узнать другие народы и культуры, и установить с ними деловые контакты. Миссия Чжан Цаня была успешной и вскоре Китай начал оживленную торговлю со странами центральной Азии, тем более что трудолюбивым и изобретательным китайцам было, что предложить на продажу, тот же шелк, давший впоследствии название этому торговому пути.

Страны центральной Азии в свою очередь издревле торговали с финикийскими и греческими купцами, и стали тем связующим звеном, по которому товары из Китая впервые оказались в Европе. В Европе же обнаружился большой спрос на все тот же шелк, а также китайский фарфор, который было выгодно перепродавать, все это привело к дальнейшему развитию шелкового пути, по которому в обе стороны начали ходить оживленные торговые караваны.

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

На протяжении веков великий шелковый путь знал, как периоды расцвета, так и упадка. Периоды упадка обычно были связаны с войнами цивилизаций, лежащих на пути. Например, один из таких периодов упадка был во время монгольских завоеваний Чингисхана, когда монголы завоевали сперва Китай, потом страны центральной Азии и двинулись на Русь. Войны и разорения не очень способствуют мирной торговле, и в такие неспокойные времена движение по шелковому пути словно замирало, а в путь шли только отчаянные смельчаки, ведь дорога была полна опасностей. Но когда военные времена сменялись мирными, торговля по шелковому пути снова расцветала.

К сожалению все имеет начало и конец. Конец шелкового пути наступил в XV веке и связан он не с какими-то военными действиями, а с развитием мореплавания и наступлением эпохи великих географических открытий. Именно в XV веке португальский мореплаватель Васко Де Гамма впервые проложил морской путь в Индию. А оттуда было уже не так далеко и до Китая. Один корабль мог взять столько же грузов, как и караван, состоявший из нескольких сотен верблюдов, к тому же этот же корабль мог доплыть в два раза быстрее до Китая/Индии, чем было идти по суше. Таким вот образом научно-технический прогресс сделал великий шелковый путь неактуальным, невыгодным, привел к его упадку и последующему исчезновению.

Страны и города на шелковом пути

Великий шелковый путь это на самом деле целая сеть разных путей, и существовало несколько вариантов маршрута.

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Так выглядит приблизительная схематическая карта маршрутов шелкового пути.

Самый известный путь шел из западной части Китая через территорию современного Казахстана. Был и альтернативный маршрут, проходящий по территории современной Киргизии. Среди больших городов центральной Азии на пути лежали такие торговые центры как Самарканд, Бухара и Мерв. Дальше путь шел вдоль Каспийского моря к Средиземному морю, где «эстафету» перенимали уже европейские купцы (особенно итальянские), распространявшие «заморские товары из Китая» по Европе.

Стоит заметить, что ввиду огромных расстояний (длина шелкового пути – более 7 тыс. километров) никто не проходил его от начала и до конца. Фактически это была сеть торговцев и караванов, на разных участках пути эстафета перенималась разными торговцами. Единственным человеком, прошедшим по шелковому пути от начала до конца был великий венецианский путешественник Марко Поло, и это путешествие заняло у него полжизни. Зато Марко Поло стал одним из первых европейцев, непосредственно побывавших в Китае. О своих странствиях Марко Поло написал замечательную «Книгу о разнообразии мира», и заметим, что основная часть путешествий непоседливого венецианца пролегала по великому шелковому пути.

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Марко Поло.

Товары шелкового пути

Благодаря торговле, идущей по великому шелковому пути, многие народы обогатились не только редкими товарами, но и ценными знаниями, обмен идеями и технологиями, культурный обмен – вот главная ценность шелкового пути и его огромное значение для истории. Впрочем, товары тут тоже имели не малое значение. Прежде всего, шелк, изобретенный в Китае еще в V тысячелетии до н. , он стал впоследствии одним из главных товаров на экспорт, шелк очень ценился и в странах Азии и в Европе, на него был стабильно большой спрос на протяжении веков, к тому же шелк был очень удобным для транспортировки.

Еще одним важным товаром китайского производства был фарфор и изделия из него, знаменитая китайская посуда из фарфора очень ценилась еще среди римских патрициев, позже моду на китайский фарфор переняли и средневековые европейские аристократы.

Помимо шелка и фарфора большую ценность имели и китайские бронзовые украшения, в частности бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, оружия из бронзы.

Высокой ценностью обладала и знаменитая китайская бумага, ее появление в Европе привело к тому, что книги, ранее писавшиеся на пергаменте и бывшие очень дорогими, стали теперь гораздо доступнее. Появление бумаги привели к развитию книжного дела, книгопечатания, и очень поспособствовало европейскому просвещению.

Большим спросом обладали и некоторые продовольственные товары, из Китая по шелковому пути везли в частности чай, рис, разные пряности, глазурь, корицу, имбирь.

Но и страны центральной Азии в свою очередь не оставались в стороне от торговли, из них как в Китай, так и Европу шли разнообразные шерстяные изделия, в первую очередь ковры, также завесы, покрывала, изделия из стекла (особенно большой ценностью обладало Самаркандское стекло). В Китае большим спросом пользовались парфянские гобеленовые ткани, ковры, а также верблюды, так что не только китайцы продавали, но и покупали тоже себе нужные товары.

Говоря о продовольственных товарах, то из Азии в Европу и Китай шли арбузы, дыни, персики, и некоторые другие подобные товары.

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н. -1600 до н. ) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н. -1046 г. до н. ) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности. Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н. -256 до н. ) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу,.

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. До 206 г. до н. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

В Ташкенте открылась выставка «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» • TheMag.uz

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Главное направление «Нового шёлкового пути » через Центральную Азию предполагается протяжённостью около 6500 км, из которых 4000 км пройдёт по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района

Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства. Города : Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры

На протяжении многих лет середина лета отмечена проведением крупнейшего в мире соревнования по ралли-рейдам – Международное ралли « Шёлковый путь » в 2022 году пройдет с 6 по 16 июля по маршруту Астрахань-Москва. Общая протяженность дистанции ралли составит 4464 километра, из которых 2786 придутся на скоростные участки

основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. тветвление этого пути , точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан

В сухопутной части «Нового Шёлкового пути» предполагается строительство трёх железнодорожных коридоров. Северный коридор пройдёт через территорию России, а центральный и южный — через территорию Центральной и Средней Азии, в том числе через Казахстан, входящий вместе с Россией в Евразийский экономический союз

Церемония старта международного ралли « Шёлковый путь -2021» пройдет 1 июля в Омске. В городе вам нужно быть 30 июня до 7:00 в первый день программы. Ниже в описании представлена программа « Шёлковый путь -2021». В 2022 году ралли будет проходить по другому маршруту

Жители России, Казахстана, Беларуси и Армении могут посещать Кыргызстан по внутреннему паспорту, без визы. При въезде в Кыргызстан по внутреннему паспорту РФ вы заполняете миграционную карточку в зоне погранконтроля, в которой ставится штамп о прибытии в страну. На обратном пути вы вернете эту карточку на контроле

Однако один из самых привлекательных и самый длинный в мире, имеющий протяженность 12 800 км , — Великий Шелковый Путь. Эта дорога, которая тысячи лет связывала Восток и Запад как двухсторонняя река цивилизации

Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу

Оцените статью
Мой маршрут