Варяг или греки

Варяг или греки Маршрут

Статья о пути+из+варягов+к+грекам от The Free Dictionary

Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Варяг или греки

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер
?

Открыть / Закрыть

Экономическое значение пути для Древней Руси

Торговые отношения с южными регионами осуществлялись с помощью лодок, которые на Руси называли ладьей. Их размеры были разные, в длину более 10-16 метров, а в ширину – от 2-х до 3,5 метров. Использовались на таких судах паруса и несколько весельных рядов. Для передвижения по Черному морю, купцы использовали византийские корабли.

Из Скандинавии купцы везли рабов и солдат, сырец-железо, амбру, кожаные и костяные предметы. Шли оттуда и товары, награбленные морскими разбойниками. Из Прибалтийских земель доставлялся янтарь, а из северорусских земель – разнообразная пушнина, воск, смола, древесина, мед, ремесленные предметы. Более южные русские территории торговали хлебом, серебром, изделиями местных ремесленников. Византия, в свою очередь, предлагала посуду, ткани, вина, иконы, книги, пряности, ювелирные изделия и др.

Поскольку данный маршрут очень сложный для прохождения из-за климатических и географических особенностей, то ряд историков считают, что он был мифическим. Такого мнения придерживается С. Бернштейн-Коган, однако делит этот путь на две экономические зоны – южную и северную, которые имели место быть. Это мнение разделяется некоторыми специалистами, которые ссылаются на слабую источниковую базу. Они считают, что говорить о едином торговом пространстве не стоит.

В развитии торговли славяне были заинтересованы, для Руси она была очень выгодной и имела огромное экономическое значение.

В географическом плане, возникшие на территории Древней Руси города, располагались вдоль главного речного пути «из варяг в греки» — они длинной цепочкой вытянулись по линии Днепр-Волхов.

Этот товарообмен между государствами закреплялся законодательно, обговаривались особые условия, учитывающие не только Византийские законы, но и законы Древней Руси, а это говорит о том, что торговый путь «из варяг в греки» имел не только экономическое, но и политическое значение для развития дальнейших связей.

Великий торговый путь на протяжении 6-ти веков был основным каналом общения между языческим севером и просвещенным Средиземноморьем с традициями античной культуры и государственности.

Общество Византии, имевшее развитое ремесло, древние городские центры, высокую культуру и сложные политические структуры, являлось сильнейшим импульсом для развития славян, скандинавов и других народов Восточной и Северной Европы.

Торговый путь «из варяг в греки» был путем от языческого варварства Севера к эллинистически-христианской духовности, соединивший две цивилизации – древнюю римско-византийскую с рождающейся балтийской цивилизацией Северной Европы.

Со второй половины XI века это транзитное движение начало затухать, что было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе. Одна из причин того связана с появлением транс-европейских сухопутных дорог.

Славянский цивилизационный путь

Путь «из варяг в греки» (iamruss.ru)

По такому пути, который сложился в 9−10 вв.

Варяг или греки

Технические проблемы пути и данные географии и климатологии заставили учёных в 20-м в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.

«Заморские гости», худ. Н. Рерих. (Wikimedia Commons)

Ещё одной неприятностью были, конечно разбойники. Печенеги подстерегали русских у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.

Летописные сведения довольно скудны, и точных, детально описанных маршрутов мы не знаем (они могли быть разными). Например, неясно, как переправлялись от Ловати до Днепра, или из Днепра в Западную Двину. Из-за этой неопределённости под понятием «путь из варяг в греки» принято понимать не один конкретный маршрут, а вообще систему существовавших и проходивших по территории Древней Руси транспортных связей между Византией, восточными славянами и Балтийским регионом.

«Волокут волоком», худ. Н. Рерих. (sibro.ru)

В общем, торговали в огромных количествах и всем подряд — от фибул и сковородок до мечей и якорей. О развитости купеческих связей говорит тот факт, что в Скандинавии или в устье Невы археологами найдено немало арабских монет того периода. На Руси уже тогда было немало заморских товаров, и люди, пользующиеся достатком, на себе носили вещи, произведённые в разных уголках мира. К примеру, богатая женщина непременно имела южные бусы и подвески, стеклянные изделия, вероятно, также и «импортные» шёлковые ткани. Воины-дружинники обзаводились франкскими мечами с Рейна, хазарскими и византийскими поясами.

Византийские украшения 10−12 вв., ГИМ. (Каталог выставки ГИМ, М., 1996)

Торговля стимулировала развитие ремесёл — в 10−12 вв. активно развивались Новгород, Псков, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Любеч, Киев и другие города. В них строили места для хранения товаров, постоялые дворы, мастерские. Разнообразие и высокий уровень ремесленного мастерства на Руси надолго подорвали затем монголо-татары, уводившие к себе русских ремесленников в большом количестве. Кроме того, развитие торговых коммуникаций способствовало политическому объединению Новгорода, Киева и вообще восточнославянских племён под началом сначала новгородского, а затем киевского князя. Путь «из варяг в греки» стал осью, вокруг которой складывалась и укреплялась Древняя Русь. Подлинное историческое значение пути «из варяг в греки» состоит также в культурном и политическом влиянии, которое оказали на Русь её торговые партнёры. Варяги дали Руси как минимум правящую династию Рюриковичей и (вероятно) название народа и государства.

Они же способствовали военным успехам, в результате которых с начала 10-го в. Русь торговала на выгодных условиях с Византией. Знакомство с Константинополем завершилось принятием христианства на Руси. По пути «из грек» восточным славянам доставляли первых священников и ремесленников, первые иконы и книги. Так Русь приобщилась к христианской цивилизации и ступила на новый исторический путь.

Наиболее активно путь «из варяг в греки» использовался в 10-м — первой половине 11-го вв. и на участке Новгород — Киев. После этого международные торговые коммуникации смещаются, лишь связи с Царьградом остаются ещё какое-то время интенсивными (варяжские и русские наёмники даже участвовали в обороне Константинополя от крестоносцев в 1204 г.). В 12-м в. падает роль норманнов и налаживаются сухопутные пути из Германии и Польши через Галицкую Русь. Новгород в то же время ориентируется всё больше на балтийскую торговлю (затем особенно активно — с ганзейскими городами), что было намного выгоднее.

А затем и Византию превзошли по богатству и торговой активности итальянские города. Опасные и трудные речные пути на территории Руси постепенно утратили актуальность. Но прежде путь «из варяг в греки и из грек» сполна выполнил своё историческое предназначение.

Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

Какую карьеру построил бы ты?

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

Маршал Егоров: арест, признание, казнь

Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве

Как Геббельс готовил общество Германии к войне

«Свободу Анджеле Дэвис!»

Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии

Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи

Екатерина Говард, королева на 500 дней

За что истребляли гугенотов? (18+)

Что, если бы Берия пришёл к власти

За столом у Калигулы

«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»

Короткая жизнь дочери Нефертити

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней

Соседи Древней Руси

ЗначениеПравить

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

Наибольшее значение путь «из варяг в греки» имел в X — первой трети XI века, во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Святославича. Во второй половине XI — начале XII века усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Волоком к Днепру

Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия. Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.

Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.

Варяг или греки

Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути. Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков. Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.

Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные. Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.

После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.

Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год.

Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.

Тирас — Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское

Остатки древнего города Тиры лежат на высоком мысу западного берега Днестровского лимана (в пределах современного города Белгород-Днестровский).

В средние века здесь было основано новое поселение, имевшее разные названия (Туррис, Белгород, Ак-Либа, Акча-Кермен, Монкастро, Аккерман). Тирас был основан в конце 6 -й -й век до нашей эры, и стал крупным торговым портом Древнего мира. Развитие Тиры было достаточно быстрым благодаря экономическим контактам, в первую очередь, с гетским населением и кочевыми народами Поднестровья, а также посреднической торговле с Древним миром. Торговля велась по морским путям вдоль береговой линии и по реке Тирас (ныне Днестр). Торговый путь вдоль этой реки восходит к каменному веку. Город стал важным международным портом, соединяющим Восточную Европу со Средиземноморьем. Древний порт располагался на берегу реки в черте города Тиры. К третьему кварталу 5 -й -й век до нашей эры, Тира становится самым значительным центром региона. Во второй половине 4 века до н.э. Тира начинает чеканить полисные монеты, чтобы поддержать развитие торговли. Период между концом 5 гг.

Новый подъем Тиры был связан с Римской империей. Во время правления императора Клавдия Рим оказывал Тире экономическую помощь. При императоре Нероне в 56-57 годах нашей эры был принят специальный закон, регулирующий отношения между Римом и Тирой.

Тира переживала экономический подъем, который был вызван усилением торговых операций между населением Приднестровья со всем Днепровско-Дунайским междуречьем и древним миром. Днестр, главный торговый путь Тиры, пересекает всю территорию современной Украины, беря начало в Карпатах. Здесь берет начало река Сиан, приток другой важной водной артерии — Вислы, впадающей в Балтийское море. Так единый торговый путь соединяет Балтийское и Черное моря.

Янтарный путь с древних времен был известен как один из главных европейских торговых путей. Янтарь перевозили с Балтийского побережья в различные районы Европы и Азии, что сделало Днестр одним из отрезков этого торгового пути. Этот драгоценный камень стал одним из самых прибыльных предметов торговли во времена правления Римской империи.

Таким образом, Тира находилась на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря вплоть до Средиземного моря, и с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда были созданы основные транснациональные торговые пути.

В начале 3 -го века нашей эры Тирас сохраняет свой статус важного морского и речного порта. На верфях, дислоцированных в дельте Днестра, строились корабли, использовавшиеся готами во время морского похода на Рим в 269-270 гг. История Тиры содержит значительный массив свидетельств для исследования отношений между древней цивилизацией и варварскими народами Восточной Европы. Помимо фортификационных сооружений, в Тире можно найти остатки древнегреческих, римских и византийских построек.

Немалую роль в те времена играла и Великая Соляная дорога, протянувшаяся вдоль Днестра, от соляных копей в Прикарпатье, и проходящая через Белгород в другие земли. Еще одним крупным торговым путем был Великий шелковый путь, пролегавший еще до 1-го -го века нашей эры. Шелк, изобретенный в Китае, стал основным экспортным товаром. Восточные народы также поставляли фарфор, чай, лакированные изделия, драгоценные камни, рабов, хлопок, кожу и ковры.

Золотоордынский период был очень важен в истории Белгорода (турецкое название — Акча Керман, греческое название — Аспрокастро, в европейских источниках упоминается как Маокастро, Маврокастро, Монкастро). Город был заселен несколькими этническими группами, в т.ч. в «Житии Иоанна Нового» (середина 14 -го века) и некоторых генуэзских источниках упоминаются итальянцы, евреи, «татары», «сарацины», «монголы», православная община (греки, болгары, русины). В 13 -й — 14 -й вв. Белгород был ремесленным центром, экспортировавшим местную продукцию в различные регионы. Так, в «Codex Latinus Parisinus» (1396 г.) Монкастро изображен как четырехбашенная цитадель.

Эта крепость была предназначена в первую очередь для защиты порта. Белгород стал одним из крупнейших транзитных центров по реализации зерна в Европу. Между второй половиной 13 века и началом 14 века крымские ханы и итальянцы имели большое сотрудничество. Белгород становится одним из самых значительных портов побережья Черного и Средиземного морей, куда приезжают купцы из Италии, Испании, Византии и Северной Европы.

В конце 14 века Белгород (Аспрокастро) вошел в состав Молдавского княжества. На развалинах Тираса начинается строительство большой крепости. Самое раннее описание Белгорода было сделано в 1421 году французским послом Жильбером де Лануа, который писал: «Здесь я пришел в город на берегу Черного моря, который называется Монкастро или Белгород, на берегу реки, где генуэзцы , живут валашский и армянский народы».

В составе Молдовы город был привилегированным автономным сообществом, имевшим право чеканить собственную монету. Продуманная сеть укреплений обеспечивала прикрытие основных дорог, ведущих во внутренние районы страны.

В турецкий период (с 1484 г.) город стал важным форпостом Османской империи и получил дальнейшее развитие как центр торговли. Османские султаны хотели захватить торговые порты на побережьях Дуная и Днестра, прежде всего Белгород и Килия. Эти два порта называли «Ключами к воротам в Польшу, Россию, Тартарию и все Черное море». В 1632 году итальянский монах Никколо Барси писал, что город был укреплен валами и стенами, а также крепостью.

Белгородская крепость – уникальное выдающееся произведение фортификационной архитектуры 14 – 17 вв.

в Юго-Восточной Европе. Крепость является крупнейшим по размерам и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько основных периодов строительства, связанных с развитием европейской фортификационной и инженерной мысли.

Крепость является крупнейшим по площади (9 га) и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько крупных строительных периодов, которые были связаны с развитием европейской фортификации и инженерии. В целом представляет собой сложную защитную систему фортификационных сооружений, как из камня, так и из земли, построенную для защиты порта и дельты реки Днестр, которые были частью трансграничного торгового пути из Средиземного и Черного морей в Балтийское море. .

Одной из главных особенностей объекта «Тирас-Белгород (Аккерман) – на пути от Черного и Балтийского морей» является то, что это открытый город-крепость, который с древнейших времен до 18 го века, неоднократно ремонтировался.

На протяжении двадцати пяти веков он был главным портом, соединявшим Балтийское море со Средиземным морем.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

«Тирас – Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому» – уникальный комплекс памятников, в котором остатки древнего города сочетаются с выдающимися средневековыми укреплениями. Место, стратегически расположенное на юге Украины, в устье реки Днестр, на пути из Балтийского моря в Средиземное через Черное море, играло значительную роль в политической и культурной жизни нескольких цивилизаций. как международный порт «река-море» на протяжении тысячелетий, связанный с важнейшими историческими событиями Юго-Восточной Европы.

Объект представляет собой многослойный комплекс памятников, образовавшийся в результате развития ряда цивилизаций в уникальном ландшафте Приднестровья. Расположение Тураса в степной местности, в устье Днестра, делало его привлекательным местом для расселения носителей разных языков и культурных традиций: греческих, восточнославянских, итальянских, русинских, молдавских, армянских, турецких.

В частности, Тира была зоной соприкосновения античной цивилизации с варварским миром Юго-Восточной Европы, сыграла решающую роль в эллинизации кочевых и земледельческих народов всего региона и является уникальным образцом античного города. на территории которого в средневековый период был построен комплекс укреплений. Кроме того, Белгородская крепость является выдающимся образцом европейского инженерного знания и фортификационного искусства 14 -й -18 -й вв., прекрасно вписываясь в окружающий ландшафт. В то же время Белгород является прекрасным образцом хорошо сохранившейся крепости, защищавшей порт и контролировавшей торговый путь из Черного моря в Балтийское.

Выдающаяся универсальная ценность объекта заключается в неповторимом сочетании остатков древнего города, которому более 25 веков, с шедевром европейского фортификационного искусства, сформировавшимся на фоне уникального ландшафта, на торговой маршрут, соединявший Южную и Северную части Европы.

Критерий (ii): Территория, расположенная в восточной части современного города Белгород-Днестровский (Одесская область, Украина), использовалась древними народами для расселения с позднего палеолита.

Античный полис Тира, сначала как древнегреческая колония, позднее как восточный форпост Римской империи, был местом контактов античных цивилизаций Средиземноморья и Причерноморья с варварским миром Юго-Восточной Европы. . Город был значительным древним портом «река-море», находившимся на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря, затем в Средиземное море, а также из с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда формировались основные транснациональные торговые пути. Расположенный на пересечении древних торговых путей, город испытывал постоянное воздействие различных культур Юго-Западной и Северной Европы, а также Востока. Жители Тиры, а затем и средневекового города Белгорода оказали большое влияние на культуру населения сопредельных территорий, сыграли решающую роль в эллинизации, а также в общем культурно-экономическом развитии скифов, гетов, сарматы, черняговцы и другие кочевые и земледельческие народы. Средневековый Белгород, в центре которого располагалась крупнейшая крепость Юго-Восточной Европы, продолжил эту традицию, став важным пунктом на торговых путях «Из варяг в греки», «Шелковом пути» и «Соляная дорога».

Критерий (iv): Белгород-Днестровская (Аккерманская) крепость, построенная на месте античного города Тиры и раннесредневекового городища, является уникальным памятником средневекового оборонительного зодчества. Крепость раскрывает важные и самобытные культурные элементы геокультурного региона, хорошо сохранившиеся укрепления различных типов и примеры применения разнообразных и сложных строительных технологий. Таким образом, это выдающийся образец фортификационного сооружения и один из самых представительных и интересных памятников военной архитектуры и инженерного искусства не только на территории Украины, но и во всей Восточной Европе. По своим конструктивным и архитектурным особенностям крепость является одним из наиболее значительных образцов военного зодчества средневековой Европы, что позволяет увидеть несколько важных этапов развития фортификационных работ.

Критерий (vi): Памятники культурного наследия, расположенные в пределах объекта «Тирас – Белгород (Аккерман)», были непосредственно связаны с важными событиями, имевшими место во времена контактов античной и средневековой цивилизаций с древним населением Северного Причерноморья и Восточной Европы, а также в средневековый и современный периоды истории города.

Разнообразные археологические и архитектурные памятники (остатки античного города и золотоордынского города, раннехристианский храм, остатки греческой и армянской средневековых церквей, крепость, источник Иоанна Трапезундского и Сучавского), созданные в разные периоды разными народами (древними славянами, византийцами, татарами, выходцами из Средней Азии, молдаванами, итальянцами, турками, украинцами), образуют уникальный поликультурный комплекс, сохраняющий высокую ассоциативную ценность для современных народов и этносов региона и всего Восточного Европа. Крепость и город стали свидетелями важнейших исторических событий 14 9 в.0206-й -19 -й вв., будучи постоянно вовлеченным, как объект и как субъект, в политическую и военную историю Северного Причерноморья, в частности в составе Галицко-Волынского, Великого Литовского , Молдавских княжеств и Османской империи. Здесь происходили многочисленные события, связанные с борьбой украинского и балканского народов против захватнической политики Османской Порты и Крымского ханства, за освобождение от турецкого ига, с походами украинских казаков и русско-турецкими войнами.

Исторические памятники города Белгород-Днестровский тесно связаны с жизнью выдающихся исторических деятелей разных народов: Александра Македонского, римских императоров, православного святого Иоанна Трапезундского (Иоанна Нового), молдавских мастеров Стефана чел Маре, Александру И чел Бун (Добрый), султан Баязид Великий, казачьи атаманы Иван Сулима, Иван Сирко, Иван Палий, русские военные деятели Михаил Кутузов, герцог де Ришелье. На протяжении многих веков Белгородская крепость своим историческим содержанием и природным окружением вдохновляла выдающихся художников многих национальных культур на создание выдающихся произведений, в т.ч. «Житие Иоанна Нового», стихи Александра Пушкина, Леси Украинки, Михая Еминеску. Все эти памятники и художественные произведения способствовали превращению Белгорода-Днестровского в значительный семиотический центр историко-культурного наследия народов Причерноморья.

Сертификаты подлинности и/или целостности

Процесс исследования, изучения и публикации археологических и архитектурных памятников, входящих в состав комплекса «Тирас – Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому» , существует уже более 100 лет.

Эти памятники являются аутентичными и подпадают под высший уровень национальной правовой охраны путем внесения в Государственный реестр недвижимого культурного наследия. Весь комплекс памятников находится на своем историческом месте, объект в целом имеет достаточный уровень сохранности. Артефакты, являющиеся результатом археологических исследований, хранятся в музейных коллекциях. Памятники Белгородской крепости в целом сохранили черты, свойственные времени ее образования (XIV-XVIII вв.), и обнаруживают высокий уровень достоверности. Целостность номинируемого объекта вместе с окружающим ландшафтом обеспечивается комплексной охраной.

Сравнение с другими аналогичными объектами

Участок «Тырас – Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское» – древний порт «река-море», который располагался на пересечении речные и морские торговые пути, протянувшиеся с запада на восток, а затем в обратном направлении вдоль побережья Черного и Средиземного морей, а также с юга на север по реке Днестр.

Природные условия

Протяженность пути составляла около 2 тысяч километров по материковой части и более 4 тысяч — по морям в обход Европы. Дорога была непростой, природные условия и общая малозаселенность делали путешествие весьма опасным.

На одних участках рек ладьи должны были двигаться против течения, на других — преодолевать пороги. Так, на Волхове на протяжении 20 километров продолжаются Волховские и Пчевские пороги. Всего же на пути от озера Нево до устья Днепра общая протяженность порогов могла доходить до 200 километров.

Неспокойное озеро Ильмень даже сейчас может быть проблемным для судов, а по реке Ловать на юг нужно было плыть против течения, причем до определенного места. Далее — волоком и с использованием сети мелких речек, таких как Каспля и Жереспея, можно добраться до Днепра. Эти реки также могли преподнести неприятные сюрпризы, например на Каспле в то время существовали значительные пороги.

Варяг или греки

Днепр течет спокойно примерно до Орши, далее начинаются Кобеляцкие пороги, а затем еще девять опасных участков, ныне затопленных Днепровским водохранилищем. Император Константин Багрянородный писал, что приплывающие ладьи, потрепанные порогами и долгой дорогой, требуют переоснащения. Вероятно, с необходимостью ремонта судов связано появление цепочки поселений по берегам Волхова и в районе Днепровских порогов.

Торговая артерия Древней Руси

Расхожее словосочетание «путь из варяг в греки» в разговорной речи обозначает тяжелую и долгую дорогу, пройденную от начала до конца. Так ли был сложен этот путь, проложенный купцами Древней Руси, Скандинавии, Восточной Европы?

Маршрут

Сам путь Нестором не детализируется. Во введении «Повести» следом за рассказом о полянах и путешествии апостола Андрея на север указывается, что дорога проходила следующим примерным маршрутом:

Описанный маршрут включает целую систему рек, соединяющих Балтику с Черным морем, но известен и другой маршрут, ведущий от Балтийского моря к побережью Каспия. Перед варягами, попавшими на озеро Ильмень, вставал выбор — плыть ли в сторону Византии или за арабским серебром на восток.

Варяг или греки

Как образовались первые города Киевской Руси?

Практически весь этот маршрут пролегал по землям восточных славян. Путь очень долгий, многотрудный, с несколькими переволоками судов из одного водоёма в другой по суше. Купцы и воины скоро убедились, что восточные славяне, в большинстве своём, – люди миролюбивые и гостеприимные. Это значительно удешевляло затраты путешественников и закладывало основы взаимовыгодного сотрудничества.

Вначале славяне просто зарабатывали на обслуживании торгового транзита: продавали путешественникам продовольствие, чинили их суда, нанимались работниками на переволоках. Но затем наши предки тоже присоединились к товарообмену между Севером и Югом: везли на ладьях меха и кожи, мёд и воск, кованые изделия и льняные ткани, а впоследствии и зерно (поначалу-то его едва хватало самим); а возвращались из Византии с заморскими товарами.

Варяг или греки

Постепенно по берегам рек, вдоль всего водного пути из варяг в греки выстроились в цепочку поселения русо-славян, жители которых, помимо земледелия, охоты и рыболовства, работали на регулярном торговом транзите. Каждое из поселений было обнесено бревенчатым частоколом – для сбережения домашнего скота от хищников и себя самих – от внезапных разбойничьих нападений.

Первые города Киевской Руси, такие как Новгород, Изборск, Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Любеч выросли именно из таких поселений, возникших благодаря торговле на речных путях. Уже тогда определились два вида старорусских домов. В лесных зонах жилища представляли собой бревенчатые срубы – прообраз классической русской избы. А в небогатых древесиной степных районах строились глинобитные дома-мазанки – прообраз традиционной украинской (а затем и кубанской) хаты.

Торговля

Непременный атрибут торговых путей — археологические находки не характерных для данной местности предметов. Для пути из варяг в греки этими предметами являются серебро родом из Передней Азии или Северной Африки, а также вещи, созданные в Византии и Скандинавии.

«В варяги» везли прежде всего арабское серебро, которое для скандинавов олицетворяло богатство и являлось ценным сырьем для ювелирных изделий. В Скандинавию привозили также меха из северных лесов Восточной Европы и, предположительно, железо-сырец. Активно велась торговля как массовыми, так и эксклюзивными товарами и предметами роскоши — стеклянными украшениями, посудой и шелком из Византии. В свою очередь, на юг отправлялись та же драгоценная северная пушнина, а также традиционные мед и воск.

Арабские авторы и тот же Константин Багрянородный сообщают, что по Балтийско-Днепровскому пути везли и рабов. Как правило, это были пленники из Восточной Европы, захваченные в ходе войн.

Варяг или греки

Торговля шла не только между «варягами» и «греками». В ней участвовало и население близлежащих к «пути» территорий. Как правило, у местных выменивали меха, отдавая взамен украшения, железо, посуду.

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяг или греки

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Оцените статью
Мой маршрут